ВОПРОС:

Является ли обязательным составление исполнительной сметы для расчетов между заказчиком и разработчиком проектной документации?

ОТВЕТ:

В соответствии с п. 29 Методических указаний, при выполнении работ (услуг) при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и(или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), сумма средств на выполнение проектных и изыскательских работ уточняется в составе исполнительной сметы по завершению разработки проектной документации с учетом фактических значений натуральных показателей запроектированного объекта строительства, его сметной стоимости, а также с учетом фактически понесенных организацией ненормируемых расходов.

Исполнительная смета составляется с целью уточнения размера средств на выполнение проектных и изыскательских работ, отражаемых в Сводном сметном расчете стоимости строительства для объектов с бюджетным и квазибюджетным финансированием с учетом фактических достигнутых значений показателей запроектированного объекта.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2018 № 361 для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта в период нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) до его (их) завершения используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики.

В соответствии с разъяснениями Минстройархитектуры (письмо от 29.05.2014 № 10-01/4145) при определении средств, учитывающих применение прогнозных индексов цен в строительстве, из суммы средств ССР по строке «Итого» исключаются средства, израсходованные на дату разработки сметной документации, к которым могут относиться средства на проектные и изыскательские работы.

Оставшиеся неизрасходованными на момент начала разработки сметной документации средства на проектные и изыскательские работы должны быть проиндексированы на дату начала строительства в порядке аналогичном пересчету стоимости строительства, с учетом фактической продолжительности выполнения проектных работ (письмо Минстройархитектуры от 05.12.2018 № 02-3-04/15482).

Исполнительная смета, предусмотренная п. 29 Методических указаний, не регулирует взаимоотношения заказчика и разработчика документации в части взаимоотношений, связанных с исполнением договора подряда, если иное не установлено данным договором. Таким образом, составление исполнительной сметы не является безусловным основанием для пересмотра договорной цены на выполнение проектно-изыскательских работ.

Стартовая цена и цена предложения на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности определяется в соответствии с Пунктом 33 Методических указаний.

Договорная цена устанавливается на основании стартовой цены и цены предложения с учетом законодательства о закупках в строительстве. Условия и порядок корректировки договорной цены на разработку проектной документации регулируются действующим законодательством и условиями заключенного договора подряда.

При этом следует учитывать, что договорная цена не может превышать своего максимального значения (сметного лимита), рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями (с учетом письма Минстройархитектуры от 05.12.2018 № 02-3-04/15482). В случае, если для объектов с бюджетным и квазибюджетным финансированием после составления исполнительной сметы договорная цена превысит размер средств, предусмотренных в Сводном сметном расчете стоимости строительства, то она должна быть скорректирована в пределах сформированного лимита.

Договорная (контрактная) цена является существенным условием договора подряда, изменение которого, в соответствии с п. 45 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, оформляется дополнительным соглашением к договору.

Составление исполнительной сметы в двух вариантах: «для отражения в Сводном сметном расчете» и «для корректировки стоимости работ по договору» нормативными документами не предусмотрено. По нашему мнению, в рамках исполнительной сметы должен быть отражен уточненный размер средств на разработку проектной документации как в ценах на дату начала разработки сметной документации, так и в ценах на дату начала строительства (с учетом индексации в течение периода разработки проектной документации неизрасходованных на дату начала разработки сметной документации средств на проектные и изыскательские работы).

Актуализированно по состоянию на 24.01.2020