Определение стоимости разработки
проектной документации при осуществлении капитального ремонта и реконструкции (модернизации) зданий и сооружений

После вступления в силу Приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13.06.2014 № 169, которым утверждены Методические указания о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом (далее - Методические указания) и Сборники норм затрат трудовых ресурсов, изменился порядок определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности при осуществлении капитального ремонта и реконструкции (модернизации) зданий и сооружений.

В соответствии с п. 35 Методических указаний, затраты трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации для выполнения ремонта, реконструкции (в том числе модернизации) объектов проектирования в составе объекта строительства определяются по нормам затрат трудовых ресурсов на возведение выделенных объектов проектирования исходя из значения натурального показателя объекта проектирования, которое должно быть достигнуто в результате его ремонта, реконструкции (в том числе модернизации), с применением поправочных коэффициентов: 1,3 – при реконструкции (в том числе модернизации); 0,6 – при капитальном ремонте. В случае, если осуществляется разработка только сметной документации на текущий ремонт по дефектному акту к нормам затрат трудовых ресурсов на возведение объекта применяется коэффициент 0,15.

При разработке проектной документации на капитальный ремонт, реконструкцию (модернизацию) отдельных элементов и/или систем здания или сооружения (кровля, фасады, системы отопления, вентиляции и т.п.), к норме затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации на капитальный ремонт всего здания применяется корректирующий коэффициент kор, учитывающий снижение объема проектных работ в связи с исключением проектных решений, сохраняемых без изменения конструктивных элементов зданий, сооружений, систем их инженерного обеспечения. Значение данного коэффициента принимается равным единице только при условии ремонта, реконструкции (в том числе модернизации) объекта проектирования в полном объеме (сохраняемые без изменения конструктивные элементы зданий и сооружений, а также системы их инженерного обеспечения отсутствуют), в остальных случаях kор< 1,0. Значение понижающего коэффициента (kор) определяется организацией-разработчиком проектной документации экспертным путем и согласовывается с Заказчиком.

Следует обратить внимание на основной принцип – норма затрат трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации для выполнения ремонта, реконструкции (модернизации) определяется исходя из норм на возведение объекта, аналогичного ремонтируемому и/или реконструируемому (модернизируемому) объекту с учетом характеристик объекта, которые будут достигнуты в результате завершения ремонта и/или реконструкции (модернизации). В случае, если в процессе проведения реконструкции (модернизации) объекта проектирования изменяется его функциональное назначение, то определение затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации на проведение реконструкции данного объекта должно осуществляться по нормам, установленным для возведения объектов нового функционального назначения.

Норма затрат трудовых ресурсов на возведение объекта аналогичного ремонтируемому и/или реконструируемому (модернизируемому) в соответствии с п. 7 Методических указаний определяется:
      – по Сборникам НЗТ в зависимости от натуральных показателей объекта проектирования;
      – по Приложению 1 к Методическим указаниям в зависимости от сметной стоимости объекта строительства в случаях, если объект проектирования отсутствует в таблицах Сборников НЗТ, действующих на момент выполнения расчетов, либо если значение натурального показателя объекта проектирования составляет меньше половины минимального или превышает удвоенное значение максимального показателя, приведенного в Сборниках НЗТ.

Определение затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации на капитальный ремонт и/или реконструкцию (модернизацию) в зависимости от сметной стоимости работ по капитальному ремонту и/или реконструкции (модернизации) Методическими указаниями не предусмотрено.

На практике, многие проектные организации допускают такую типовую ошибку и при обосновании цены своего предложения определяют, например, затраты труда на разработку проекта реконструкции исходя из сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых непосредственно при реконструкции объекта с последующим увеличением на 30% за счет поправочного коэффициента 1,3. Это не правильно. Так же не верным будет определять затраты труда на разработку проекта капитального ремонта исходя из сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых при капитальном ремонте объекта с последующим применением поправочного коэффициента 0,6.

ПРИМЕР 1


Необходимо определить затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации на проведение капитального ремонта кирпичного жилого дома площадью 5 000 м.кв. при условии что ремонт проводится всех элементов и систем здания.

Объектом проектирования в данном случае является жилой дом, для которого в СНЗТ 20-2014 установлена норма затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации на возведение данного объекта в размере 406 чел-дней. Затраты трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации для выполнения капитального ремонта определяются по нормам на возведение объекта с применением коэффициента 0,6. Поскольку осуществляется капитальный ремонт всех элементов и систем здания, то объемный коэффициент kор принимается равным 1. Тогда затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации на осуществление капитального ремонта определяются по формуле:

ЗТКР=НЗТв×0,6×Кор=406×0,6×1=243,6 чел-дней.,

где: ЗТКР – затраты трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации на капитальный ремонт,

НЗТв – норма затрат трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации на возведение объекта аналогичного ремонтируемому.

При этом разряд сложности выполнения работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт здания устанавливается равным разряду сложности, установленному для разработки комплекта разделов проектной документации на возведение данного объекта, т.е. в нашем примере согласно СНЗТ 20-2014 в размере 14,6.

ПРИМЕР 2


Необходимо определить затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации на проведение реконструкции здания детского сада площадью 6 000 м.кв. с перепрофилированием его под административное здание общего назначения площадью 7 000 м.кв.

Поскольку в процессе проведения реконструкции изменяется функциональное назначение здания и его площадь, то затраты трудовых ресурсов на проведение реконструкции необходимо определять по нормам на разработку проектной документации на возведение аналогичного объекта с учетом характеристик, которые будут достигнуты в результате его реконструкции – т.е. для административного здания площадью 7 000 м.кв., а не детского сада площадью 6 000 м.кв.

В таблице 4.9 СНЗТ 20-2014 (поз. 2040903е) для административного здания общего назначения площадью 7 000 м.кв. установлена норма затрат трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации на возведение данного объекта в размере 896 чел-дней и соответствующий ей разряд сложности – 14,9.

По экспертным оценкам специалистов (сотрудников проектной организации) при осуществлении реконструкции данного объекта будут затронуты 92% конструктивных элементов и систем здания, т.е. коэффициент kор равен 0,92.

Тогда затраты трудовых ресурсов на реконструкцию рассматриваемого объекта определяются по формуле: ЗТР=НЗТв×1,3×Кор=896×1,3×0,92=1 071,6 чел-дней.


Особенности при использовании метода определения в зависимости от сметной стоимости возведения объекта-аналога

В ситуациях, когда нормы затрат трудовых ресурсов на возведение объекта строительства аналогичного ремонтируемому (реконструируемому) в зависимости от натурального показателя определить не предоставляется возможным, в соответствии с п. 8 Методических указаний они определяются в зависимости от сметной стоимости строительства объекта-аналога. Порядок определения затрат трудовых ресурсов в зависимости от сметной стоимости строительства приведен в Приложении 1 к Методическим указаниям.

Сметная стоимость строительства по главам 1-7 Сводного сметного расчета стоимости строительства определяется, как правило, в составе предпроектной (прединвестиционной) документации на основании стоимости объектов-аналогов и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта. В качестве объектов-аналогов могут использоваться объекты, представленные в фонде типовых и повторно применяемых проектов, а также объекты, для которых ранее была разработана и утверждена в установленном порядке проектно-сметная документация в независимости от того, кто является ее разработчиком.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Методическим указаниям, норма затрат трудовых ресурсов, определенная в зависимости от сметной стоимости строительства, учитывает трудоемкость основных и дополнительных проектных работ (услуг) по всему комплексу объектов проектирования, нашедших отражение в сметной стоимости строительства.

Применение других коэффициентов к нормам затрат трудовых ресурсов, определенным в зависимости от сметной стоимости строительства не допускается. В случае, если по требованию Заказчика проектно-сметная документация разрабатывается не в полном объеме, то требуется соразмерное уменьшение затрат труда и стоимости проектных работ.

ПРИМЕР 3


Необходимо определить затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации на проведение капитального ремонта кровли и отдельных элементов ограждающих конструкций неотапливаемого одноэтажного склада с кран-балкой объемом 12 000 м.куб. на предприятии по производству строительных материалов.

Затраты трудовых ресурсов на проведение капитального ремонта необходимо определять по нормам на разработку проектной документации на возведение аналогичного склада. В таблице 2.1 СНЗТ 2-2014 приведены нормы затрат трудовых ресурсов для не отапливаемых одноэтажных складов с кран балкой с максимальным значением натурального показателя равным 5 000 м.куб. В соответствии с п.8 Методических указаний, поскольку значение натурального показателя объекта проектирования (объем склада 12 000 м.куб.) превышает удвоенное максимальное значение из таблицы сборника (5 000 х 2 = 10 000 м.куб.), затраты трудовых ресурсов на работку проектной документации на возведение склада, аналогичного ремонтируемому, необходимо определять в зависимости от сметной стоимости строительства в соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям.

В соответствии с п. 2 Приложения 1 к Методическим указаниям сметная стоимость строительства проектируемого объекта по главам 1-7 Сводного сметного расчета стоимости строительства предварительно определена экспертным путем специалистами проектной организации исходя из имеющейся информации о стоимости объектов-аналогов и составляет 21 695,4 млн. руб. в уровне цен по состоянию на 1.01.2014 года. Данному значению сметной стоимости по таблице 1.3 Приложения 1 к Методическим указаниям соответствует норма затрат трудовых ресурсов равная 478 чел-дней.

При осуществлении капитального ремонта данного объекта по оценкам специалистов будет затрагиваться 34% конструктивных элементов и систем здания, т.е. коэффициент kор равен 0,34.

Тогда затраты трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации на осуществление капитального ремонта рассматриваемого объекта определяются по формуле:

ЗТР=НЗТв×0,6×Кор=478×0,6×0,34=97,5 чел-дней.

Определение затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации в рассмотренном примере в зависимости от сметной стоимости проведения работ по капитальному ремонту не допускается.


Особенности при капитальном ремонте и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также искусственных сооружения на железных дорогах

Изложенный порядок определения затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации на капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию) не распространяется на автомобильные дороги и искусственные сооружения на них, а также на искусственные сооружения на железных дорогах. Порядок определения затрат труда на разработку проектной документации на капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию) указанных объектов изложен в специализированных Сборниках: СНЗТ 3-2014 «Объекты железнодорожного транспорта» и СНЗТ 25-2014 «Автомобильные дороги и сооружения на них».

Порядок определения затрат трудовых ресурсов на выполнение работ по разработке проектной документации на текущий ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а так же искусственных сооружений на железных дорогах в специализированных сборниках не отражен. Применение порядка, изложенного в Главе 5 Методических указаний, в соответствии с п. 37 данного документа в такой ситуации так же не допускается.

Поэтому, нормы затрат трудовых ресурсов на разработку как сметной, так и проектно-сметной документации для выполнения текущего ремонта автомобильных дорог и сооружений на них необходимо определять на основании индивидуальных норм трудовых затрат в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниям.


Особенности при сочетании работ по капитальному ремонту, реконструкции и новому строительству на объекте строительства

Для объекта строительства, предусматривающего одновременно капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию) отдельных объектов проектирования и/или их отдельных конструктивных элементов и систем затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации следует определять как сумму затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации на капитальный ремонт отдельных объектов проектирования и/или их отдельных конструктивных элементов и систем, и затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации на проведение реконструкции (модернизации) отдельных объектов проектирования и/или их отдельных конструктивных элементов и систем. Распределение предполагаемых к выполнению работ между капитальным ремонтом и реконструкцией (модернизацией) осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, в т.ч. технических.

ПРИМЕР 4


Необходимо определить затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации на проведение капитального ремонта инженерных систем крупнопанельного жилого дома площадью 15 000 м.кв. с одновременной реконструкцией кровли и входных групп здания.

В данном случае необходимо разделить планируемые к выполнению работы на работы по капитальному ремонту и реконструкции с учетом норм и требований технических нормативных правовых актов, а так же определить значения корректирующего коэффициента kор, учитывающего снижение объема проектных работ в связи с исключением проектных решений, сохраняемых без изменения конструктивных элементов зданий, сооружений, систем их инженерного обеспечения, для работ по капитальному ремонту и реконструкции элементов и систем здания.

В соответствии с экспертной оценкой специалистов проектной организации-разработчика, работы по капитальному ремонту инженерных систем здания затрагивают 29% конструктивных элементов и систем всего здания – следовательно коэффициент kор_кап.р равен 0,29. Работы по реконструкции здания затрагивают 23% конструктивных элементов и систем – следовательно коэффициент kор_рек равен 0,23.

В соответствии с таблицей 4.1 СНЗТ 20-2014 норма затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации на возведение крупнопанельного жилого дома площадью 15 000 м.кв. установлена в размере 811 чел-дней. Разряд сложности работ равен 14,4.

Затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации на капитальный ремонт определяются по формуле:

ЗТк.р.=НЗТв×0,6×Кор_к.р=811×0,6×0,29=141,1 чел-дней.

Затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации на проведение реконструкции здания определяются по формуле:

ЗТ=НЗТв×1,3×Кор_рек=811×1,3×0,23=242,5 чел-дней.,

Общие затраты трудовых ресурсов на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности для данного объекта строительства определяются как сумма затрат труда на выполнение работ по капитальному ремонту и реконструкции:

ЗТоб.стр-ва=ЗТк.р.+ЗТрек=141,1+242,5=383,6 чел-дней.

Для объекта строительства, предусматривающего одновременно капитальный ремонт, реконструкцию (модернизацию) отдельных объектов проектирования и/или частей объекта строительства и возведение новых объектов проектирования, затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации на возведение объектов проектирования в составе объекта строительства определяются без применения поправочных коэффициентов, а затраты трудовых ресурсов на разработку документации на проведение капитального ремонта, реконструкции (модернизации) отдельных объектов проектирования и/или частей объекта строительства определяются с применением корректирующих коэффициентов 0,6 (для капитального ремонта) и/или 1,3 (для реконтрукции).

ПРИМЕР 5


Необходимо определить затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации на проведение реконструкции малоэтажного жилого дома площадью
1 000 м.кв. с одновременным размещением на прилегающей территории стационарной беседки.

Затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации по реконструкции малоэтажного жилого дома определяются исходя из норм затрат трудовых ресурсов на возведение аналогичного объекта строительства с коэффициентом 1,3. Норма затрат трудовых ресурсов для возведения малоэтажного жилого дома площадью 1 000 м.кв. приведена в поз. 2040107 таблицы 4.1 СНЗТ 20-2014 в размере 110 человеко-дней. Проводимая реконструкция будет затрагивать все конструктивные элементы и системы здания, поэтому объемный коэффициент kор равен 1,0. Затраты трудовых ресурсов на разработку проектной документации для реконструкции объекта строительства в данном случае определяется по формуле:

ЗТрек=НЗТв×1,3×Кор=110×1,3×1,0=143 чел-дней.

Норма затрат трудовых ресурсов на возведение стационарной беседки для отдыха приведена в поз. 2020343а таблицы 2.3 СНЗТ 20-2014 в размере 21 человеко-дня с разрядом сложности работ равным 13,6.

Общие затраты трудовых ресурсов на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности для данного объекта строительства составят:

ЗТоб.стр-ва=ЗТрек+ЗТнов.стр-во=143+21=164 чел-дней.

На практике очень часто встречаются ситуации, когда требуется разработка раздела «Генеральный план и благоустройство» при проведении капитального ремонта и/или реконструкции (модернизации) объекта строительства. В таких случаях, в зависимости от конкретной ситуации, с учетом норм технических нормативных правовых актов и видов выполняемых работ, затраты трудовых ресурсов на разработку раздела «Генеральный план и благоустройство территории» при капитальном ремонте и/или реконструкции (модернизации) объекта строительства могут определяться либо по таблице 2.4 СНЗТ 20-2014 как без применения поправочных коэффициентов (когда благоустройство выступает как новый объект проектирования в составе объекта строительства), либо с применением поправочных коэффициентов (когда благоустройство рассматривается как один из объектов капитального ремонта и/или реконструкции (модернизации) в составе объекта строительства).

При этом следует учитывать: если норма затрат трудовых ресурсов на возведение объекта проектирования, при определении затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации для капитального ремонта и/или реконструкции (модернизации), определяется в зависимости от сметной стоимости строительства аналогичного объекта, в которой учтена стоимость благоустройства территории, то дополнительно учитывать затраты трудовых ресурсов на разработку раздела «Генеральный план и благоустройство территории» не допускается.


Корректировка проектной документации на капитальный ремонт и/или реконструкцию (модернизацию)

Затраты трудовых ресурсов на корректировку разработанной ранее проектной документации определяются на основании затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации с применением понижающего коэффициента, учитывающего объем перерабатываемых разделов проектной документации. Значение понижающего коэффициента определяется организацией-разработчиком проектной документации экспертным путем с учетом коэффициентов УВраздел и УВстадия из п.17 и п.23 Методических указаний и согласовывается с Заказчиком.

Как отмечено в первой части статьи, в соответствии с п. 35 Методических указаний, затраты трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации для выполнения ремонта, реконструкции (в том числе модернизации) объектов строительства определяются по нормам затрат трудовых ресурсов на возведение выделенных объектов проектирования исходя из значения натурального показателя объекта проектирования, которое должно быть достигнуто в результате его ремонта, реконструкции (в том числе модернизации), с применением поправочных коэффициентов.

Таким образом, затраты трудовых ресурсов на корректировку разработанной ранее проектной документации для капитального ремонта и/или реконструкции (модернизации) объекта строительства определяется по формуле:

ЗТкор=ЗТвозв×Кмод×Кор×Ккор,

где: ЗТкор – затраты трудовых ресурсов на корректировку проектной документации по капитальному ремонту и (или) реконструкции (модернизации) объекта;

ЗТвозв – затраты трудовых ресурсов на возведение объекта, определенные по значениям натуральных показателей, которые будут достигнуты после завершения капитального ремонта и/или реконструкции (модернизации);

Кмод – поправочный коэффициент для капитального ремонта - 0,6 или реконструкции (модернизации) – 1,3;

Кор – коэффициент, учитывающий снижение объема проектных работ в связи с исключением проектных решений, сохраняемых без изменения конструктивных элементов зданий, сооружений, систем их инженерного обеспечения;

Ккор – коэффициент, учитывающий объем перерабатываемых разделов проектной документации при проведении ее корректировки.

Для учета влияния различных усложняющих и упрощающих факторов при разработке комплекта разделов проектной документации на капитальный ремонт и/или реконструкцию (модернизацию) объекта строительства к нормам затрат трудовых ресурсов на ее разработку применяются корректирующие коэффициенты. Пунктом 22 Методических указаний установлены максимальные значения общего корректирующего коэффициента, учитывающего влияние всех усложняющих и упрощающих факторов.

В соответствии с п. 19 Методических указаний значения корректирующих коэффициентов, учитывающих влияние определенного усложняющего или упрощающего фактора приведены в:
      – Приложении 3 к Методическим указаниям;
      – общих положениях сборников НЗТ;
      – указаниях и(или) примечаниях к таблице и(или) позиции Сборника НЗТ.

Глава 5 Методических указаний отсутствует в указанном перечне. Поэтому поправочные коэффициенты, приведенные в п.35 Методических указаний, не относятся к коэффициентам, учитывающим влияние усложняющих и упрощающих факторов, а устанавливают норматив для определения затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации для выполнения капитального ремонта и/или реконструкции (модернизации) объекта проектирования в зависимости от норм затрат трудовых ресурсов на возведение данных объектов. Поскольку данные коэффициенты не относятся к коэффициентам, учитывающим влияние усложняющих и упрощающих факторов, то и их влияние не учитывается при определении значения общего корректирующего коэффициента в соответствии с п.22.


Исполнительная смета и корректировка стоимости разработки проектной документации с учетом изменения в процессе проектирования значений натуральных показателей объекта по отношению к принятым на стадии заключения договора

Исходя из многочисленных обращений участников строительной деятельности, вопрос уточнения стоимости разработки проектной документации с учетом изменения в процессе проектирования значений натуральных показателей объекта по отношению к принятым на стадии заключения договора, является очень актуальным. Особенно такая ситуация свойственна для проектов реконструкции (в.т.ч. модернизации) и капитального ремонта.

Методические указания, в соответствии с п.1 предназначены для определения ресурсным методом суммы средств, предусматриваемых в главе 10 Сводного сметного расчета стоимости строительства на выполнение проектных работ и(или) иных работ (услуг), т.е. позволяют определить сметную стоимость разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности для корректного её отражения в сводном сметном расчете стоимости объекта строительства.

Окончательная стоимость разработки проектной документации определяется договором, заключаемым между заказчиком и проектной организацией-разработчиком с учетом законодательства о закупках в строительстве, и не может превышать своего максимального значения (сметного лимита), рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями.

С целью развития конкуренции на рынке проектных работ, повышения производительности труда в проектировании, а также для учета влияния других упрощающих факторов, проектной организацией-участницей процедур закупок в строительстве при формировании цены предложения могут применяться дополнительные понижающие коэффициенты к максимальной стоимости работ, определенной ресурсным методом.

В случае, когда в процессе разработки проектной документации на капитальный ремонт и/или реконструкцию (модернизацию) произошло изменение значений натуральных показателей по отношению к принятым на стадии заключения договора, сметный лимит на разработку проектной документации должен быть уточнен в составе исполнительной сметы. Однако составление исполнительной сметы не является безусловным основанием изменения договорной (контрактной) цены сформированной на стадии заключения договора. Изменение стоимости работ по договору допустимо только в случаях и в порядке предусмотренных самим договором и не противоречащих законодательству о закупках в строительстве и условиям проведенных конкурсных процедур.

Следовательно, при определении затрат трудовых ресурсов на разработку проектной документации для осуществления капитального ремонта и/или реконструкции (модернизации) необходимо определить затраты трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации по возведению объекта с техническими характеристиками и значением натурального показателя, которые будут достигнуты в результате выполнения работ по капитальному ремонту и/или реконструкции (модернизации), применить к полученному значению коэффициент капитального ремонта – 0,6 или реконструкции – 1,3, а также понижающий объемный коэффициент, учитывающий снижение объема проектных работ в связи с сохранением без изменения отдельных конструктивных элементов и систем здания (сооружения), значение которого устанавливается на основании экспертных оценок.

Договорная цена разработки проектной документации на капитальный ремонт и/или реконструкцию (модернизацию) объекта определяется в пределах сметного лимита, рассчитанного на основании полученных затрат трудовых ресурсов, с учетом законодательства о закупках в строительстве. При этом, в случае изменения в процессе разработки документации значений натуральных показателей или назначения объекта по отношению к принятым на стадии заключения договора, сметный лимит на выполнение проектных работ должен быть уточнен в составе исполнительной сметы. Однако такое уточнение не обязательно должно привести к изменению цены заключенного договора. Изменение цены возможно лишь в случаях, оговоренных в договоре и не противоречащих действующему законодательству.

Опубликовано в журнале "Строительство и ценообразование" № 4(6) август 2015

07.09.2015

Назад к списку вопросов