РЕСУРСНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ
РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРОЕКТНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ РЕСУРСНЫМ МЕТОДОМ

С 1 июля 2014 года стоимость разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности определяется ресурсным методом в соответствии с Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13.06.2014 № 169 «О совершенствовании порядка определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности» (Далее - Приказ №169). Методологической основой нового порядка определения стоимости проектных работ являются Методические указания о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом (далее – Методические указания) и 25 Сборников норм затрат трудовых ресурсов для объектов различного назначения. Данные документы применяются всеми субъектами, участвующими в разработке документации проектного обеспечения строительной деятельности, в том числе индивидуальными предпринимателями, при заключении договоров на выполнение проектных работ (услуг) после 1 июля 2014 года.

В соответствии с данной методикой стоимость разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности определяется в зависимости от норм затрат трудовых ресурсов, представленных в Сборниках НЗТ, и стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14 разряда.

Методические указания устанавливают порядок определения ресурсным методом суммы средств, предусматриваемых в главе 10 Сводного сметного расчета стоимости строительства на выполнение проектных работ и(или) иных работ (услуг), т.е. позволяют определить максимальную стоимость разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности для объекта строительства, а также обоснования ресурсным методом цены заказа и цены предложения на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности, в том числе градостроительной документации. Окончательная стоимость работ устанавливается договором, заключаемым между заказчиком и проектной организацией-разработчиком, с учетом выполнения предусмотренных законодательством процедур закупок.

Ресурсные нормы представляют собой усредненные укрупненные нормы затрат трудовых ресурсов, необходимых для разработки проектной или градостроительной документации в составе и объеме, предусмотренных законодательством. Укрупненные нормы затрат труда устанавливают трудоемкость выполнения основных проектных работ на конкретный объект проектирования и зависят от его характеристик, в том числе значений натурального показателя. Нормы затрат трудовых ресурсов в зависимости от ситуации определяются:

– по Сборникам НЗТ в зависимости от значения натуральных показателей объекта проектирования;

– в зависимости от сметной стоимости объекта строительства в случаях, когда объект проектирования отсутствует в Сборниках НЗТ на момент выполнения расчетов либо значение натурального показателя меньше половины минимального или больше удвоенного максимального значения, приведенного в Сборниках НЗТ;

– по индивидуально разработанным в организации нормам затрат трудовых ресурсов при выполнении дополнительных и сопутствующих работ при условии отсутствия межотраслевых, отраслевых или местных норм и нормативов.

Для каждого конкретного типа и вида документации на объект проектирования в Сборниках НЗТ приводится количество человеко-дней, необходимых для ее разработки в условиях применения современных технологий выполнения проектных работ, а также указывается средний разряд сложности разработки, который характеризует сложность выполняемых работ. В качестве разряда сложности разработки принято среднее значение тарифных разрядов специалистов проектных организаций согласно Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь, принимающих непосредственное участие в разработке документации. Средний разряд сложности, приведенный в Сборнике НЗТ для конкретной позиции, характеризует оправданные современным уровнем организации проектного дела средний тарифный разряд необходимых специалистов и сложность выполняемых работ.

Нормы затрат трудовых ресурсов учитывают затраты времени, необходимые для разработки документации в объеме и составе, предусмотренными требованиями нормативных правовых актов (в том числе технических), согласования разработанной документации в порядке, установленном законодательством, а также выполнения всех работ, предшествующих заключению договора подряда, в том числе проведение маркетинговых исследований, составление калькуляций и подготовка коммерческих предложений, ознакомление с исходными данными, участие в подготовке проекта договора подряда, за исключением работ (услуг), связанных с выполнением функций, непосредственно отнесенных законодательством к функциям заказчика в строительной деятельности.

Нормами затрат трудовых ресурсов учтено выполнение основных проектных работ (услуг). Основными проектными работами (услугами) являются проектные работы (услуги) по разработке комплекта разделов проектной документации, выполнение (оказание) которых поручается разработчику документации, имеющие для объекта проектирования постоянный характер.

Кроме основных проектных работ (услуг), проектными организациями могут выполняться дополнительные проектные работы (услуги) и сопутствующие работы (услуги).

Дополнительными проектными работами (услугами) являются проектные работы (услуги) по разработке комплекта разделов проектной документации, выполнение (оказание) которых поручается разработчику документации, имеющие для объекта проектирования переменный (непостоянный) характер. Трудоемкость выполнения данных работ не учтена нормой затрат трудовых ресурсов для объекта проектирования. Перечень неучтенных дополнительных проектных работ приводится в указаниях к таблице (позиции таблицы), разделу и/или главе Сборника НЗТ, общих указаниях к Сборнику, в составе которых приведена данная норма затрат трудовых ресурсов, а также в Методических указаниях.

Сопутствующими работами (услугами) являются работы и (или) услуги, выполнение (оказание) которых поручается разработчику проектной документации, но которые не относятся к основным и (или) дополнительным проектным работам.

Затраты времени на выполнение дополнительных проектных работ (услуг) и сопутствующих работ (услуг) не учтены норами затрат трудовых ресурсов, приведенными в Сборниках НЗТ, и учитываются дополнительно.

В зависимости от конкретных условий разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности к нормам затрат трудовых ресурсов могут быть применены корректирующие коэффициенты, учитывающие влияние определенных усложняющих или упрощающих факторов. Корректирующие коэффициенты приводятся в Методических указаниях, общих указаниях Сборника НЗТ, общих указаниях главы или раздела Сборника НЗТ, а также в указаниях и (или) примечаниях к конкретной таблице и (или) позиции Сборника НЗТ, и применяются только к тем нормам затрат трудовых ресурсов, к которым данные коэффициенты относятся.

Для линейных сооружений (инженерные сети, уличные и дорожные сети, тоннели) значение n-го корректирующего коэффициента Kn определяется пропорционально протяженности участка, на котором имеется влияние определенного усложняющего или упрощающего фактора. Для иных объектов, отличных от линейных сооружений, значение n-го корректирующего коэффициента Kn определяется пропорционально значению натурального показателя объекта проектирования, на котором имеется влияние определенного усложняющего или упрощающего фактора.

Общий корректирующий коэффициент определяется путем суммирования дробных частей всех корректирующих коэффициентов, учитывающих все усложняющие и упрощающие факторы, имеющие место при разработке проектной документации для объекта проектирования.

Максимальное значение общего корректирующего коэффициента ограничено для каждого объекта проектирования и не может превышать:

– для объектов жилищно-гражданского назначения, общевойсковых зданий и сооружений – 1,6;

– для объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, приведенных в СНЗТ 22-2014, – значений, указанных в общих указаниях СНЗТ 22-2014;

– для иных объектов, в том числе объектов промышленного назначения, – 2,0.

Максимальное значение общего корректирующего коэффициента при определении трудоемкости осуществления обследовательских работ ограничено следующими значениями:

– для объектов жилищно-гражданского назначения – 3,0;

– для иных объектов, в том числе объектов промышленного назначения, – 2,0;

Для определения стоимости разработки проектной документации для объекта строительства необходимо выделить отдельные объекты проектирования с учетом их характеристик, приведенных в таблицах Сборников НЗТ, таким образом, чтобы совокупность выделенных объектов проектирования по своему составу полностью описывала указанный объект строительства.

Стоимость основных и дополнительных проектных работ (услуг) на разработку комплекта разделов проектной документации для объекта строительства рассчитывается путем умножения нормы затрат трудовых ресурсов (с учетом применения корректирующих коэффициентов) на стоимость работ (услуг), приходящуюся на 1 человеко-день работы исполнителя 14 разряда, и на тарифный коэффициент для пересчета стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы специалиста 14 разряда, в стоимость, приходящуюся на 1 человеко-день работы специалиста среднего тарифного разряда, приведенного для конкретной позиции Сборника НЗТ.

Стоимость работ (услуг), приходящаяся на 1 человеко-день работы исполнителя 14 разряда, определяется ежегодно по состоянию на 1 января текущего года на основании статистических данных об экономическом развитии республики, о результатах деятельности проектных организаций в предыдущем (базовом) году, а также прогнозных данных на планируемый период.

При строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и(или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), стоимость работ (услуг), приходящаяся на 1 человеко-день работы исполнителя 14 разряда, устанавливается Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

При строительстве иных объектов стоимость работ (услуг), приходящаяся на 1 человеко-день работы исполнителя 14 разряда, устанавливается проектной организацией-разработчиком на основании учетных данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности в предыдущем (базовом) году, а также прогнозных данных на планируемый период.

При определении стартовой цены и цены предложения на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности, в том числе градостроительной документации, стоимость работ (услуг), приходящаяся на 1 человеко-день работы исполнителя 14 разряда, принимаемая в расчет базовой и общей стоимости работ (услуг), подлежит корректировке на срок, требуемый для разработки проектной документации, или директивный срок, установленный заказчиком с применением прогнозных индексов цен в строительстве разбивкой по месяцам, ежегодно доводимые Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь согласно прогнозам социально-экономического развития Республики Беларусь на планируемый период, утверждаемым Министерством экономики Республики Беларусь.

Общая стоимость работ (услуг) на разработку комплекта разделов проектной документации для объекта строительства (в целом по договору) рассчитывается как сумма:

– стоимости основных проектных работ (услуг) по каждому объекту проектирования;

– стоимости всех дополнительных проектных работ (услуг), неучтенных нормами затрат трудовых ресурсов;

– стоимости всех сопутствующих работ (услуг);

– ненормируемых расходов организации-разработчика;

– стоимости BIM-моделей, разработанных по поручению Заказчика и передаваемых ему;

– налогов и сборов, исчисляемых в соответствии с действующим законодательством от выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Актуализированно по состоянию на 10.01.2020